Юридическая
консультация
консультация
Ашберн
·
8 (383) 258-37-28
·
8 (996) 377-37-28
·
8 (800) 511-07-02
·
2583728@bk.ru
·
24/7
·
Number #1
Law Firm in NY
Have Won Over
30+ Law Firm Awards
Trusted By
10,000+ Clients
Free consultant

Страховые споры

Споры со страховыми компаниями

Страховая деятельность – это деятельность, связанная с гражданско-правовыми отношениями по защите и обеспечению имущественных интересов как физических, так и юридических лиц в случае возникновения определенных событий (страховых случаев), результатом которых является причинение страхователю значительного материального ущерба. Денежная компенсация уплачивается страховщиком (как правило – страховой компанией) из фонда, формируемого за счет страховых премий – взносов страхователей. Законодательное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации осуществляется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и федеральных законов о специальных видах страхования (Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) и другие).  

Понятие страхового спора и причины его возникновения

В Российской Федерации за последние годы страхование получило существенное развитие посредством создания условий для развития системы страховой защиты имущественных интересов граждан, юридических лиц, а также государства. Однако, несмотря на положительную динамику страховой деятельности в России, прогресс в данной области сопровождается все возрастающим числом споров со страховыми компаниями (страховщиками), связанных с их недобросовестной деятельностью, а также нарушением законодательства. Под страховым спором понимается конфликт, возникающий между страхователем и страховой компанией, а также процесс его урегулирования. Независимо от вида страхования (добровольного или обязательного) предметом страхового спора является ненадлежащее исполнение обязательств стороной по договору страхования, или же – прямое несоблюдение его условий. Как показывает практика, чаще всего страховой спор возникает по вине страховой компании (страховщика), которая:
˗ отказывает в выплате страхового возмещения (например, см. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 15.06.2016 по делу № 33-4174/2016), или ˗ существенно занижает сумму причитающихся страховых выплат (например, см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.09.2016 № Ф02-4583/2016 по делу № А33-19098/2015), или

 ˗ задерживает выплаты страхователю на неопределенный срок.

Таким образом, страхователь, столкнувшись с одной из названных проблем, когда страховая компания не выплачивает причитающуюся ему по договору страхования денежную компенсацию (страховое возмещение), часто вынужден обращаться за профессиональной помощью для защиты своих имущественных интересов в процессе урегулирования спора.

Способы урегулирования страхового спора

 Для защиты нарушенных прав в споре со страховой компанией существует несколько возможных способов урегулирования спора:

  1. Обращение в полицию. Следует отметить, что данный способ не всегда эффективен, поскольку действующее законодательство относит страховые споры к категории гражданских правоотношений и перевести их в плоскость уголовных крайне затруднительно, а потому, в большинстве случаев, при подаче заявления о возбуждении уголовного дела в отношении страховой компании высока вероятность получения отказа.
  2. Претензионный (досудебный) порядок (например, п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО, где закрепляется обязательность соблюдения претензионного порядка) заключается в составлении письменной претензии в адрес страховой компании, в которой должно быть указано:
  • наименование страховщика;
  • наименование и адрес страхователя (потерпевшего);
  • номер страхового договора и дата его заключения, оригинал или заверенная копия страхового полиса;
  • в чем именно заключается нарушение права страхователя;
  • основные требования с подтверждением их законодательной обоснованности;
  • срок удовлетворения требований. (См. п. 5.1 Положения Центрального Банка РФ от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

Как правило, претензия составляется в двух экземплярах, один из которых передается официальному представителю страховой компании, второй – с подписью представителя о принятии претензии – остается у страхователя.

  1. Обращение в суд/арбитражный суд с иском к страховой компании (ст. 3 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ). Данный способ является наиболее действенным и позволяет, в случае успешного исхода дела, не только разрешить возникший спор, но и взыскать со страховой компании причиненные страхователю убытки (ст. 15 ГК РФ), либо неустойку (ст. 394 ГК РФ), например, пеню в случае просрочки исполнения обязательств или нарушения сроков, указанных в договоре, а также судебные расходы на ведение дела (гл. 7 ГПК РФ, гл. 9 АПК РФ).

Исковое заявление в суд/арбитражный суд на страховую компанию: порядок его подачи и содержание

До истечения законодательно установленных сроков исковой давности (ст. 966 ГК РФ) – 2 года – по требованиям из договора имущественного страхования, 3 года – если эти требования также связаны с договором страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина, – страхователь имеет право подать исковое заявление в суд/арбитражный суд на страховую компанию. Исчисление сроков начинается с того дня, когда потерпевший (выгодоприобретатель) узнал или предположительно должен был узнать о полном отказе страховщика в выплате ему страхового возмещения или же о его выплате не в полном объеме (п. 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Для успешного разрешения в судебном порядке спора со страховой компанией необходимо грамотно начать процесс. Во-первых, важно понять в какую систему судов обращаться: судов общей юрисдикции или арбитражных. По общему правилу, если потерпевший (страхователь) является обычным гражданином, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, то ему следует обращаться в соответствующий суд общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ), заявление же страхователя-юридического лица или индивидуального предпринимателя должно предъявляться в арбитражный суд (ст. 28 АПК РФ). Однако вне зависимости от статуса лица должна учитываться также природа самих правоотношений: связаны ли они с осуществлением хозяйственной деятельности сторон, в таком случае – исковое заявление подается в арбитражный суд, или же к предпринимательской деятельности отношения не имеют, тогда, соответственно, иск должен быть подан в суд общей юрисдикции.

Во-вторых, нужно определить конкретный суд/арбитражный суд, в который следует подавать исковое заявление. Для этого необходимо определить цену иска: если она превышает пятьдесят тысяч рублей – дело подсудно районному суду, если же цена иска ниже указанной суммы – подавать исковое заявление следует мировому судье (ст. 23, 24 ГПК РФ). Если дело подведомственно арбитражному суду, то по первой инстанции страховой спор будет разрешать арбитражный суд субъекта РФ, куда и следует подавать исковое заявление (ст. 34 АПК РФ). По общему правилу, иск подается в арбитражный суд по месту нахождения ответчика (ст. 35 АПК РФ). Согласно ст. 28 ГПК РФ иск к организации (в данном случае – к страховой компании) подается в суд по месту ее нахождения. Принимая во внимание, что деятельность страховых компаний часто осуществляется через их филиалы, следует добавить, что у истца есть также возможность подать иск по месту нахождения филиала организации (п. 5 ст. 36 АПК РФ; п. 2 ст. 29 ГПК РФ).

 Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 к отношениям между гражданами и страховыми компаниями применяются общие положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а потому подсудность данных споров может также определяться по этому Закону (п. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»). Ее выбор осуществляется истцом, который, помимо вышеуказанных вариантов, вправе подать иск в суд/арбитражный суд по своему месту жительства/месту пребывания; по месту заключения/исполнения договора страхования.

В-третьих, особое внимание следует уделить содержанию искового заявления, которое должно включать:

  • наименование суда/арбитражного суда, в который исковое заявление подается;
  • реквизиты сторон;
  • в чем именно заключается нарушенное право истца;
  • требования к ответчику, подтвержденные обстоятельствами, на которых они основываются и доказательства этих обстоятельств, ссылки на конкретные нормы права (в арбитражном судопроизводстве);
  • цену иска;
  • сведения о том, что истцом был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, в случае если он обязательный;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению (договор страхования; акт о приеме документов, подтверждающий обращение к страховщику за страховой выплатой; отказ страховщика в выплате страхового возмещения; результаты проведенных экспертиз; квитанции; чеки и другие документы, подтверждающие требования истца).

 Исковое заявление в суд/арбитражный суд подается в письменной форме с подписью истца или его полномочного представителя (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ).

X

Консультация